В настоящее время на автомобилях устанавливаются автостекла типа «триплекс» и «сталинит». Автомобилисты всего мира смотрят через лобовое стекло типа «триплекс». Этим мы обязаны изобретению французского химика Эдуарда Бенедиктуса в 1903 году. Первое подобное стекло было установлено на FORD – T модели 1919 года. Такое стекло при ударе не разбивалось на куски, а трескалось, оставаясь на пленке. Пленка первых трехслойных стекол быстро желтела, затрудняла обзор, но была значительно безопаснее. Ведь осколки стекла оставались на пленке и не попадали в салон автомобиля. Технология ламинирования (триплекс). Триплекс, от латинского triplex – тройной – трехслойное стекло, состоящее из двух тонких слоев стекла (до 3 мм) и соединительного (клеевого) слоя между ними. В качестве соединительного слоя могут применяться специальные ламинирующие составы - получается заливной триплекс или полимерные пленки (пленочный триплекс). Триплекс особый вид стекла с повышенными характеристиками безопасности, при разрушении осколки стекла остаются на соединительном слое. Изготовленное листовое стекло вырезают по размеру, шлифуют кромки, моют, наносят шеклографическую печать (черная перфорированная окантовка по периметру стекла) и изгибают в печи для придания необходимой формы. Между листьями стекла прокладывается клеевой слой, затем, после удаления остаточного воздуха при помощи пресса, производится автоклавирование (соединение всех частей стекла под воздействием высокой температуры и давления). Таким образом, общая толщина такого стекла составляет 6 - 7 мм. Нетрудно догадаться, что даже частичное нарушение технологического процесса может привести к получению брака. Боковые, форточки, заднее стекло – стекло типа «сталинит». Его изготавливают следующим образом. Стекло, нагретое до температуры закалки (650 – 680 градусов) быстро равномерно охлаждают. Технология чем – то напоминает процесс закаливания стали. В результате такой обработки в поверхностных слоях стекла образуются остаточные напряжения сжатия, обеспечивающие его повышенную механическую прочность, термостойкость и безопасность при разрушении. Разбиваясь, такое стекло разрушается на множество мелких осколков с тупыми гранями, которые не способны причинить серьезные травмы (особое внимание глазам!). Кроме автомобильной промышленности безопасность и прочность закаленного стекла используется в строительстве, посуде, психиатрии, витринах магазинов, для устройства заграждений на хоккейных коробках, мебельной промышленности и железнодорожном транспорте. Единственным недостатком таких стекол является наличие так называемых зон поверхностной напряженности, незначительный удар по которым может полностью разрушить стекло. Соответственно, закаленное стекло не подлежит резке, сверлению и другой механической обработке. Закаленное стекло в нашей стране называется «сталинит» в честь «вождя всех народов, Секретаря ЦК ВКП (б) И.В. Сталина. Во всем мире такое стекло маркируется английским словом «Tempered» - закаленное стекло или буквой «Т».
|